12:22 Донецкая железная дорога | |
После освобождения Донбасса в 1943г. началось срочное восстановление хозяйства железных дорог Донбасса. Уже в 1945г. общий объем работы железных дорог достиг 60% довоенного уровня. В 1953г. Северо-Донецкая и Южно-Донецкая железные дороги были объединены в единую Донецкую железную дорогу, обслуживающую Украинский Донбасс. В 1954-1957 гг. восстановили первую очередь знаменитой линии Красноармейск — Ровно (участок Красноармейск — Павлоград), а так же начали строительство ее второй очереди (Павлоград-Новомосковск-Днепродзержинск). В 50-е г. начали строиться теплоэлектростанции Донбасса с подъездными путями к ним: в 1954г. свои первые киловатты дала Славянская ГРЭС (пос. Николаевка, ее обслуживает линия Славянск-Электрическая), а в 1958г. — Старобешевская ГРЭС, ее обслуживает линия Менчугово-Новый Свет). Частыми были случаи демонтажа рельсового пути неперспективных направлений и переустановки его на магистральные направления и подъездные пути предприятий. В 1954-1960 гг. построили связку Мерцалово-Дубово, а к 1962г. — шахтную железнодорожную линию Доброполье-Легендарная. Подъездной путь к гидрошахтам Д-1, Д-2 (ныне — шахта «Пионер») Мерцалово — Легендарная — Дружная, построенный в 1954 г., соединили со станцией Дубово силами железнодорожных войск Барвенковского военного округа. Таким образом планировалось перебросить часть грузовых составов с бывшей Курско-Харьковско-Азовской железной дороги, частично разгрузив станцию Славянск. В 1961 г. по линии прошёл первый паровоз, а в 1962 г. был запущен первый пригородный поезд. Действиям железнодорожного руководства «подыграла» социально-экономическая ситуация в регионе: к 1959 г. были разведаны значительные запасы (на 450-500 лет) коксующегося угля в районе хутора Белозерка (т.н. Новый Донбасс), а в последующее десятилетие — начата их разработка. К 1970 г. был проложен подъездной путь от ст. Южнодонбасская к шахте «Южнодонбасская-1″ (г. Угледар), началась разработка недр Южного Донбасса. Вообще, 70-е — 80-е гг. ХХ в. считаются эпохой глобальной электрификации железных дорог Донбасса, а так же эпохой неосуществившихся проектов по перестройке железнодорожной сети Донбасса. Один из таких проектов — это станция Донецк-II, несостоявшийся дубль станции Донецк и Ясиноватая для пассажирских поездов направления Москва-Кавказ. Линию планировали провести от бывшей Константиновской железной дороги (пост 2км) без захода в Ясиноватую и Донецк, прямо на Донецк-II, далее — на Чумаково, Ларино, Моспино, Иловайск. От ответвления до станции Донецк-II линия должна была быть трехпутной, далее — двухпутной; заезд в Иловайск планировали переоборудовать со стороны Харцызска. Естественно, линию планировали электрифицировать. Касательно электрификации, на Донецкой ЖД она появилась в 1958г., именно тогда был электрифицирован участок Лозовая-Славянск. В 1959г. подали напряжение на контактную сеть участка Чаплино-Ясиноватая, в 1960г. — Славянск-Иловайск. В 1961г. свои 3 кВ получили участки бывшей Северодонецкой (Красный Лиман — Никитока и Красный Лиман — Шпичкино), а так же бывшей Донецкой Каменноугольной ЖД (Горловка-Дебальцево, Байрак-Никитовка, Криничная-Ясиноватая; связка Путепровод-Криничная электрифицирована в 1960г.); а участок Иловайск-Марцево был электрифицирован переменным током. В 1962г. электровозы постоянного ток пошли от Красного Лимана до Основы. В 1963г. электрифицированы участки Константиновской линии (от Ясиноватой до Мариуполя и Константиновки), а так же линия Хацапетовка-Криничная. В 1966г. электрификация появилась на сквозном участке Горловка-Очеретино, который электрифицировали одновременно с восстановлением. В 70-е, 80-е и 90-е гг. электрифицируется направление Дебальцево-Лихая. Электрифицируется по «кусочкам»: Дебальцево-Чернухино — в 1972г., Чернухино-Штеровка — в 1978г., Штеровка-Красный Луч — в 1982г., Штеровка-Антрацит — в 1996г., Щетово-Красная Могила — в 1999г. Планировали продлить электрификацию до Лихой с токоразделом, вероятно, в Красной Могиле; до Гуково даже столбы установили… Так же в 1977г. электротяга на переменном токе стала возможной на участке Купянск-Славяногорск, а в 1984г. — на участке Кутейниково-Каракуба. Следует отметить, что на участках Кутейниково-Каракуба и Щетово-Антрацит электрификация не используется в силу отсутствия соответствующего подвижного состава; сюда же можно было причислить тупиковое ответвление Штеровка — Красный Луч, если бы не электропоезд Ясиноватая-Красный Луч, ежедневно заходящий в эти места. «Стройкой века» стала электрификация участка Дебальцево-Луганск, который электрифицировали лет пять. В 2005г. контактную сеть навесили на участке Дебальцево-Коммунарск, а в 2006г. сюда пришел первый электропоезд (Красный Лиман-Коммунарск-Славянск). В 2007г., как раз под внеочередные выборы в Верховную Раду, «выстрадали» участок Коммунарск-Луганск и пустили электропоезд повышенной комфортности Донецк-Луганск. Несколько недель после официального открытия электрификации на участке от Луганска-Грузового до Луганска был электрифицирован только один путь, второй «добили» позже. Железная дорога часто становилась заложницей политической ситуации в стране, но в данном случае эта самая ситуация пошла Донецкой ЖД на пользу. Генпланом развития Донецка до 2030г., согласованным с руководством Донецкой железной дороги, предусмотрена электрификация участка Ясиноватая-Донецк-II Богодуховской ветки. Неосуществлёнными проектами электрификации железнодорожных линий Донбасса остались направления Сватово — Попасная — Дебальцево, Попасная — Никитовка, Дебальцево-Торез-Иловайск-Доля, Луганск-Миллерово, Северск-Сентяновка-Родаково-Лихая. Некоторые из них, возможно, в будущем и дождутся электрификации. Рассматривались в той или иной мере перспективы электрификации направления Красноармейск-Доброполье-Дубово, однако с нынешним подходом руководства железной дороги к организации сообщения в регионе это вряд ли выполнимо. В 2007г. была закончена модернизация участка Днепропетровск-Чаплино-Ясиноватая, последний был ускорен до 140 км/ч. Основные работы выполнили к сентябрю 2007г., хотя в некоторых местах путейцев видно и по сей день. А тогда был пущен пробный поезд, состоящий из локомотива и 2 спецвагонов, пришедший в Донецк строго по графику, потративший на преодоление расстояния от Днепропетровска до Донецка положенные 3ч. 10мин. Через 5 дней запустили регулярный скоростной электропоезд повышенной комфортности Днепропетровск — Донецк — Днепропетровск. Участок стал «визитной карточкой» Донецкой ЖД — на нем отремонтированы все станции и модернизированы вокзалы с учетом современных требований. Новые задачи встали перед железными дорогами Донбасса в связи с подготовкой Украины к проведению Чемпионата Европы по футболу Евро-2012. В рамках подготовки к Чемпионату предусмотрена комплексная программа по обновлению подвижного состава и модернизации строения участков пути, в т.ч. и периферийных. Начиная с 2007г. проводится капитальный и средний ремонт участков на Харьковском и Мариупольском направлениях, который позволит увеличить скорость на направлениях до 100 км/ч. Предусмотрено ускорение участков Донецк-Мариуполь (в данное время выполняется ремонт пути и станций) и Донецк-Фенольная-Славянск-Полтава, который сейчас является грузовым ходом Харьковско-Киевского направления. Конечно, существует и «обратная сторона медали». Перестройка и развал Советского Союза не могли не повлиять отрицательно на дальнейший ход событий на Донецкой железной дороге. В 1993-1994 гг. произошли первые отмены пригородных и местных поездов, в первую очередь отменялись протяженные (более 150 км) рейсы пригородных дизельпоездов. В 1996г. были отменены пригородные дизельпоезда на участках Должанская-Несветай-Горная и Лантратовка-Валуйки, в 1999г. — Изварино-Лихая, в 2002г. — Квашино-Успенская, в 2007г. — Попасная-Артемовск-1-Краматорск, Кондрашевская-Новая-Должанская, Красноармейск-Доброполье-Дубово, Цукуриха-Кураховка и Карьер 122км-Миллерово, а в 2008г. — Ларино-Доля и Родаково-Лутугино. Кроме того, в 2002г. были отменены местные поезда Дебальцево-Лихая, Дебальцево-Валуйки, в 2007г. — Дебальцево-Харьков и Днепропетровск-Павлоград-Ясиноватая. Такие отмены были обусловлены глобальным топливным кризисом на постсоветском пространстве, предельным износом подвижного состава, снижением скоростей поездов на отдельных участках и нерациональным графиком курсирования поездов. В 1999-2004 гг. были разобраны участки, пересекающие государственную границу с Россией: Изварино-Лихая и Должанская-Михайло-Леонтьевская, сняты пути с участков Сентяновка-Бежановка, Сентяновка-Орловская, Дружная-Лунная, Пласты-Кураховка; в 2007г. поставлен на консервацию в связи с угрожающим состоянием пути участок Карьер 122км-Миллерово. Сейчас гп донецкая железная дорога продолжает функционировать, выполняет план грузоперевозок и существующий график пассажирских перевозок. | |
|
Всего комментариев: 0 | |